Блинов В.В.,
специалист информационно-аналитического отдела Выксунского РУГС
Совсем плохо в Выксунском районе обстоят дела с улавливанием и утилизацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Рассмотрим данные по улавливанию и утилизации за последние три года в анализируемых районах.

Рис. 1. Процент выбросов в атмосферу без очистки в 1993 - 1995 гг
1993
|
|
Уловлено фактичес.
|
в т.ч.утилизировано
|
% к отходящим
|
фактически
|
% к отходящим
|
Выксунский
|
4527
|
24,9
|
95
|
0,5
|
Арзамасский
|
6139
|
64,7
|
5777
|
60,9
|
Балахнинский
|
5396
|
45,5
|
4134
|
34,8
|
Борский
|
5423
|
57,9
|
3408
|
36,4
|
Городецкий
|
3192
|
35,9
|
2079
|
23,4
|
Кстовский
|
67808
|
44,6
|
59463
|
39,1
|
Павловский
|
1133
|
14
|
194
|
2,4
|
Среднее
|
13374
|
41,07
|
10735,71
|
28,21
|
1994
|
|
Уловлено фактичес.
|
в т.ч.утилизировано
|
% к отходящим
|
фактически
|
% к отходящим
|
Выксунский
|
2871
|
25,9
|
95
|
0,9
|
Арзамасский
|
4979
|
63,2
|
4535
|
57,6
|
Балахнинский
|
2066
|
23,5
|
935
|
10,6
|
Борский
|
2567
|
43,4
|
1217
|
20,6
|
Городецкий
|
2248
|
34,3
|
879
|
13,4
|
Кстовский
|
63483
|
45,3
|
56474
|
40,3
|
Павловский
|
810
|
12,8
|
65
|
1
|
Среднее
|
11289,14
|
35,49
|
9171,43
|
20,63
|
1995
|
|
Уловлено фактичес.
|
в т.ч.утилизировано
|
% к отходящим
|
фактически
|
% к отходящим
|
Выксунский
|
2874
|
30,1
|
48
|
0,5
|
Арзамасский
|
1813
|
39,5
|
1399
|
30,5
|
Балахнинский
|
1130
|
16,2
|
258
|
3,7
|
Борский
|
2654
|
38,1
|
1340
|
19,2
|
Городецкий
|
1990
|
27,1
|
925
|
12,6
|
Кстовский
|
52397
|
44,1
|
46129
|
38,8
|
Павловский
|
776
|
13,3
|
77
|
1,3
|
Среднее
|
9090,57
|
29,77
|
7168
|
15,23
|
Таблица 3. Утилизация выбросов в атмосферу по районам
Как видно из приведенных таблиц и графиков, хуже, чем в Выксе, дела обстоят только в Павлове, да и то не совсем. Утилизация отходов в этих городах практически не осуществляется. В Павлове утилизируется чуть больше 1%, а в Выксе и того меньше, 0,5%-0,9%. Таким образом, борьба с загрязнением атмосферы поставлена в Выксе из рук вон плохо, фактически ничего не утилизируется, и лишь четвертая часть выбросов улавливается. Даже в более экономически благополучные времена этим вопросам уделялось минимум внимания, а сейчас, когда большинство предприятий тонут в болоте финансовых проблем и нет конца социально-экономической трясине, экологические трудности отброшены на второй, а то и на третий план. По крайней мере на предприятиях Выксунскго района дело обстоит именно так, и должного внимания охране окружающей среды не уделяется. А ведь кроме промышленных предприятий существенно большую долю выбросов в атмосферу осуществляет автотранспорт. Ниже в таблице показаны уровни выбросов основных загрязнителей атмосферы города от автотранспорта. В действительности спектр выбрасываемых вредных веществ значительно шире: это и канцерогенные вещества, и альдегиды (в том числе формальдегид), и металлы (свинец и др.) и т.д., но уровень их никем не измеряется и даже минимальный учет не ведется.

Рис. 2. Доля улавливаемых загрязнителей в процентах

Рис. 3. Доля утилизированных выбросов
Выксунский район (т.тонн)
|
|
окись углерода
|
углево-дороды
|
окислы азота
|
сернистый газ
|
сажа
|
свинец
|
всего
|
1993
|
3,748
|
0,324
|
0,663
|
нет данн
|
нет данн
|
нет данн
|
4,735
|
1994
|
5,883
|
0,946
|
0,398
|
нет данн
|
нет данн
|
нет данн
|
7,227
|
1995
|
2,034
|
0,24
|
0,202
|
0,02
|
0,002
|
0,002
|
2,5
|
Таблица 4. Выбросы в атмосферу

Рис. 4. Выбросы в атмосферу окиси углерода промпредприятиями и автотранспортом
Как видно из таблицы и графика, уровень выбросов автотранспортом окиси углерода практически не уступает, а то и превосходит уровень выбросов промпредприятий. Вполне естественно, что все это не проходит бесследно для здоровья выксунцев и их детей. Оценим степень этого влияния статистическими методами. Методом кластерного анализа произведем разбиение педиатрических участков на однородные группы по общему уровню заболеваемости детей. На графике изображено получившееся дерево кластеров.

Рис. 5. Кластеры педиатрических участков по общему уровню заболеваемости
В кластер с очень высоким уровнем заболеваемости попали педиатрические участки №№ 2, 5, 14, 7; высокий уровень заболеваемости №№ 3, 15, 4, 11; выше среднего №№ 6, 12, 17; средний уровень №№ 1, 16, 18; ниже среднего №№ 8, 20-21, 10, 9, 13 и лишь один относительно благополучный участок № 19 образовал отдельный кластер.

Рис. 6. График средних для каждого кластера (общий уровень заболеваемости)
Аналогично проведем кластерный анализ для отдельных видов заболеваний, чтобы выявить наиболее неблагополучные педиатрические участки по конкретным болезням. Для болезней нервной системы и инфекционных болезней кластерный анализ дал следующий результат:

Рис. 7. Кластеры болезней нервной системы и инфекционных болезней
Наиболее высокий уровень заболеваемости этими болезнями на участках №№ 6, 16, 15, 2; чуть ниже на участках №№ 11, 12, 20-21, 1. Эти участки можно объединить в один неблагополучный кластер, а остальные ранжировать в несколько - №№ 3, 4, 17 выше среднего - №№ 7, 10, средний уровень №№ 8, 13, 19, 9, 14, 18 ниже среднего. Аналогичная методика позволила выявить наиболее высокую степень по сравнению с другими случаев врожденных аномалий, болезней кожи и костно-мышечной системы на участках №№ 1, 2, 17, 7. По болезням органов дыхания и пищеварения кластерный анализ выявил "лидеров" - участки №№ 2, 7, 14, 5.
В итоге можно сделать следующие выводы: один из самых неблагоприятных участков № 5 примыкает к заводу ВМЗ и Дробмаш, другой № 2 - к заводу АО "Теплоизол", через участок № 7 проходит автодорожная магистраль и он также примыкает к заводу "Дробмаш". Таким образом, просматривается явная зависимость между географическим положением педиатрических участков и степенью заболеваемости детей. Отсутствие необходимой защиты от выбросов загрязняющих веществ сказывается прежде всего на здоровье детей, и проведенный анализ это наглядно подтверждает.
Оценим влияние финансовых вложений в экологические программы на уровень смертности в рассматриваемых районах. Конечно, эта оценка несколько искусственна, поскольку у каждого района своя специфика, но, так как конкретно по Выксунскому району данных недостаточно, придется сделать именно так.
|
1993
|
1994
|
1995
|
Всего
|
Вода
|
Атм.
|
Всего
|
Вода
|
Атм.
|
Всего
|
Вода
|
Атм.
|
Выкс.
|
1039,4
|
994,9
|
17,2
|
1334,2
|
984
|
69,2
|
6329,2
|
5755
|
199,8
|
Арзам.
|
265,2
|
233,1
|
24,6
|
2050,2
|
1923,7
|
77,8
|
7412,7
|
3402,1
|
3711
|
Балахн.
|
394,7
|
372
|
21,4
|
2912,6
|
2767,1
|
145
|
29347,5
|
29000
|
333,3
|
Борск.
|
1150,9
|
818,2
|
322,3
|
1368,3
|
1283,4
|
57,5
|
3778,1
|
3610,4
|
125,8
|
Город.
|
998,8
|
926
|
30,6
|
2517,2
|
2163
|
92,8
|
15254,6
|
14849
|
142,9
|
Кстов.
|
2314,4
|
2125
|
180,2
|
15271,8
|
14907
|
319
|
34290,5
|
33775
|
353,3
|
Павлов.
|
675,2
|
471,6
|
38,5
|
4342
|
2089
|
2152
|
12146,2
|
9662,8
|
2186
|
Таблица 5. Текущие затраты предприятий на охрану природы (млн. рублей)
В результате проведения корреляционно-регрессионного анализа была получена следующая зависимость смертности от финансовых вложений:
Y=20,01-0,0002*X
где Y- уровень смертности,
X - затраты на экологию.

Рис. 8. Регрессионная зависимость смертности от затрат на экологию
Коэффициент корреляции r= -0,60. Это означает, что, чем больше вложения, тем меньше уровень смертности; скорректированный коэффициент детерминации RI=0,31 показывает, что полученная модель определяет 31% вариации показателя смертности. (Для расчета использовались данные 1994 и 1995 гг.).
Проверим регрессионную модель статистическими критериями. Значимость свободного члена проверяется критерием Стьюдента. Имеем 12 степеней свободы и значение t-критерия 2,179; у нас t=26,919 t(12)=26,919>2,179, т.е. коэффициенты регрессии значимы; адекватность модели проверяем по критерию Фишера: имеем F=6,77; табличное F=4,75; F(1,12)=6,77>4,75. Итак, полученная модель адекватно описывает связь между вложениями и смертностью на уровне значимости 0,05. Из полученного уравнения следует, что каждые 500 миллионов рублей, вложенных в охрану природы, уменьшают показатель смертности на 1 человека. На первый взгляд очень дорого, но кто считал экономический эффект от уменьшения количества больничных листов, пенсий по инвалидности и т.п.?
Можно не сомневаться, что расчеты покажут окупаемость вложений в экологию, а может быть, и прибыльность.
Однако по финансовым вложениям Выкса среди рассматриваемых районов, начиная с 1994 года, занимает место в конце и вкладывает в природоохранительные мероприятия явно недостаточное количество средств. А это, по меньшей мере, недальновидно. Официально на областном уровне признано, что природная среда крупных промышленных центров области, таких как Н.Новгород, Дзержинск, Кстово, Балахна и Выкса, испытывают несравненно большую антропогенную нагрузку, чем остальная территория области.

Рис. 9. Вложения в охрану природы в 1995 году
Но, несмотря на этот общеизвестный факт, экологическим вопросам в Выксе уделяется явно недостаточное внимание. Стационарные и передвижные посты наблюдения за состоянием воздушного бассейна отсутствуют. Наблюдение и контроль за состоянием загрязнения почвы не проводится. Точных данных об уровне загрязнения почвы нет, и неизвестно, когда столь необходимое для района наблюдение будет организовано. Контроль за состоянием воды в водоемах района осуществляется в летнее время городским центром госсанэпидемнадзора и лабораторией защиты воздушного и водного бассейна АО "ВМЗ". Замеры концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе также проводят ведомственные лаборатории АО "ВМЗ" и АО "Дробмаш", аттестованные Волго-Вятским центром стандартизации и метрологии, в санитарно-защитной зоне своих предприятий. Таким образом, наблюдением и контролем охвачена только часть территории района, поэтому возникает сомнение в полноте и достоверности картины экологической обстановки в районе. А в городе, между тем, находится крупнейший в области металлургический завод, три мартеновские печи которого работают без газоочистных сооружений. Одни эти печи способны нанести значительный урон окружающей среде. Поэтому существует настоятельная потребность в организации в городе независимой службы экологического мониторинга. Тем более на законодательном уровне в области был принят ряд решений, обязывающих местные администрации наладить подобного рода службы. Такими законодательными актами, к примеру, являются:
-
Распоряжение администрации Нижегородской области № 244-р от 01.03.93 г об образовании дирекции экологического мониторинга Нижегородской области;
-
Решение областного совета народных депутатов № 237-м от 20.07.93 г "О неотложных мерах по улучшению питьевого водоснабжения Нижегородской области";
-
Распоряжение администрации Нижегородской области № 756-р от 04.06.93 г "О региональной программе мониторинга земель Нижегородской области".
Автоматизированная система экологического мониторинга утверждена в 1993 году решением исполкома облсовета и предназначена для обеспечения органов власти, населения и других пользователей своевременной и достоверной информацией для принятия административно-воздействующих решений, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды. Сеть служб экологического мониторинга организована во всех вышеназванных городах с повышенной антропогенной нагрузкой, кроме Выксы. Хотя согласно решению обл. совета такая служба должна была начать работать в Выксе не позднее 1996 года. Существующий в городе комитет по экологии при администрации не в состоянии полноценно исполнять свои функции в силу отсутствия ресурсов и необходимого оборудования и полностью зависим от ведомственных лабораторий. Таким образом, объективного и постоянного контроля за состоянием окружающей среды в Выксунском районе нет, что не может не вызывать сожаления. Сломать сложившуюся неудовлетворительную обстановку в важнейшем для здоровья всех горожан вопросе необходимо в ближайшее время. И началом этого процесса должно стать создание независимой службы экологического мониторинга, способной охватить наблюдением и беспристрастным контролем всю территорию района.
Начало
В начало
Комментарии: