Факторный дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

Опубликовал: pvi777 в категорию Материалы по Dell StatSoft Statistica - Дата добавления: 28.03.2024, 18:08


Вызов модуля Дисперсионный анализ. Для запуска дисперсионного анализа, выберите Дисперсионный анализ в меню Анализ. Перед вами появится стартовая панель Общий Дисперсионный анализ.

Факторный дисперсионный анализ

Данный диалог предназначен как для вызова простых и часто используемых анализов (например, Однофакторный Дисперсионный анализ - планы с одним межгрупповым фактором), так и для более сложных видов анализа (например, Повторные измерения ДА - планы с межгрупповыми и внутригрупповыми факторами).

Задание плана. Для проведения данного примера 2 x 2 (межгруппового) x 3 (повторяющихся измерений) плана, откройте файл данных Adstudy.sta. Для этого выберите в Файл - меню Открыть; файл данных находится в /Examples/Datasets директории STATISTICA. Выберите Повторные измерения ДА в качестве Вида анализа и Диалог в разделе Задание анализа, затем нажмите кнопку OK на стартовой панели Общий дисперсионный анализ. В результате перед вами появится диалог ANOVA/MANOVA Повторные измерения ДА.

Факторный дисперсионный анализ

Задание переменных. Первый межгрупповой фактор - Пол-Gender (с 2 уровнями: Мужчины-Male и Женщины-Female). Вторым межгрупповым фактором является фактор предпочтения-Advert (с 2 уровнями: Pepsi и Coke). Оба фактора пересекаются, это означает, что существуют субъекты, как Мужчины-Male так и Женщины-Female, в группах Pepsi и Coke. Каждый из этих субъектов ответил на 3 вопроса (данные повторяющиеся измерения факторов, будут называться Откликом: имеют 3 уровня, представленные переменными Measure01, Measure02 и Measure03).

Нажмите кнопку Переменные (в диалоге ANOVA/MANOVA Повторные измерения ДА) для отображения диалога задания переменных. В качестве зависимых переменных, выберите с Measure01 по Measure03 (в Списке зависимых переменных), в качестве факторов - Пол-Gender и Предпочтения-Advert [в списке Категориальных предикторов (факторов)].

Факторный дисперсионный анализ

Для того чтобы вернуться в предыдущий диалог, нажмите кнопку OK.

План повторных измерений. Данный план можно рассмотреть следующим образом:

Факторный дисперсионный анализ

Задание фактора повторных измерений. Минимально необходимые данные для нашего анализа уже заданы, так что если вам не нужно задавать фактор повторных измерений, то нажмите кнопку OK и перед вами появятся результаты анализа. Однако, в нашем примере, выбранные нами три зависимых переменных интерпретируются как трех уровневый фактор повторных измерений. Соответственно, если вы это не укажите, то STATISTICA проинтерпретирует эти переменные как, три "различные" зависимые переменные и выполнит Многофакторный дисперсионный анализ.

Чтобы определить фактор повторных измерений, нажмите кнопку Внутригрупповые эффекты, в результате перед вами появится диалог Задайте фактор с повторными измерениями.

Факторный дисперсионный анализ

STATISTICA предложит вам выбрать один фактор с повторными измерениями с 3 уровнями (с именем R1, по умолчанию). В данном диалоге вы можете задать только один внутренний (с повторными измерениями) фактор. Для задания многомерных внутренних факторов, используйте модуль Общие линейные модели (находящийся в пакете Линейные и нелинейные модели). Чтобы просмотреть описание планов с повторными измерениями и примеров, нажмите кнопку F1 (или нажмите ). Измените имя фактора (например, измените имя по умолчанию R1 на ОТКЛИК-RESPONSE) и нажмите кнопку OK для выхода из данного диалога.

Коды межгрупповых факторов (задание уровней). Вам не обязательно вручную задавать коды для межгрупповых факторов [например, задать в качестве параметров в STATISTICA, что переменная Пол-Gender имеет два уровня: 1 и 2 (или Мужчина-Male и Женщина-Female)], так какSTATISTICA задаст, по умолчанию, все коды выбранных переменных. Чтобы ввести необходимые вам коды, выбранные вами из всего множества кодов переменных, нажмите кнопку Коды факторов, перед вами появится диалог Задания кодов независимых переменных (факторов).

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

В данном диалоге, перед заданием кодов, вы можете просмотреть значения выбранной переменной при помощи кнопки Инфо, после чего задать необходимые значения кодов (например, Пол-Gender и Предпочтения-Advert) как для нескольких переменных, так и для всех переменных одновременно. Далее, нажмите кнопку OK; STATISTICA автоматически заполнит поля кодов всеми допустимыми значениями выбранных переменных

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

и закроет диалог.

Выполнение анализа. После того как вы нажмете кнопку OK в диалоге ANOVA/MANOVA Повторные измерения ДА, перед вами появится диалог Результаты анализа с таблицами результатов и графиками проведенного анализа.

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

Данный диалог представляет собой набор вкладок, которые позволяют быстро отобразить необходимые результаты анализа. Например, если вы хотите просмотреть спланированные сравнения, перейдите во вкладку Контрасты. Для просмотра статистик остатков, перейдите во вкладку Остатки. Для анализа результатов нашего пример, мы будем использовать элементы результатов, находящиеся на кладке Быстрый.

Просмотр результатов Дисперсионного Анализа. Начните анализ результатов ДА с просмотра таблицы всех эффектов, для этого нажмите кнопку Все эффекты (на данной кнопке расположена SUMM-иконка ).

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

В таблице вы видите, что единственным значимым эффектом (не считая Свободный член) (p =.007) является эффект ОТКЛИК-RESPONSE. Данный результат может быть вызван большим числом возможных значений средних эффекта ОТКЛИК-RESPONSE (для получения более полной информации, смотри Дисперсионный Анализ - Вводный обзор). Давайте посмотрим на график маргинальных средних этого эффекта, чтобы проинтерпретировать полученные результаты.

Чтобы вернуться к диалогу Результаты анализа ("Продолжить" анализ), нажмите CTRL+R, выберите Продолжить в меню Анализ или нажмите кнопку Результаты Анализа на панели анализа. После того, как перед вами появится диалог Анализ результатов, нажмите кнопку Все эффекты/Графики для отображения графика средних эффектов.

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

Данный диалог содержит результаты Таблицы всех эффектов (большую часть результатов вы уже видели в таблице Все эффекты) и используется для просмотра выбранных эффектов из данной таблицы в виде графиков средних (или таблиц соответствующих значений средних).

График средних главных эффектов. Сделайте двойной щелчок по значимому среднему эффекта ОТКЛИК-RESPONSE (подсвеченная строка со звездочкой в колонке содержащей p значения) для отображения соответствующего графика.

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

На графике четко виден убывающий тренд; средние постепенно убывают. Даже при том, что нет значимых взаимодействий в данном плане (смотри обзор Таблицы всех эффектов). Далее, мы проанализируем взаимодействия более высокого порядка для интерпретации последовательного убывания тренда.

График средних для тройного взаимодействия. Для просмотра графика взаимодействия более высокого порядка, дважды щелкните по строке, отмеченной RESPONSE*GENDER*ADVERT, представляющей взаимодействие между факторами 1 (Пол-Gender), 2 (Предпочтение-Advert) и 3 (Отклик-Response), в диалоге Таблица всех эффектов. В результате перед вами появится промежуточный диалог Задайте расположение факторов на графике, который используется для настройки расположения факторов на графике.

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

В отличие от предыдущего графика простого фактора, текущий эффект можно визуализировать различными образами. Нажмите кнопку OK, чтобы построить график, с расположением переменных по умолчанию.

дисперсионный анализ с повторяющимися измерениями

Как вы видите, данный вид отображения средних (разделение на уровни межгрупповых факторов) не отражает каких-либо значимых отклонений, обнаруженных на первом графике (для главного эффекта, ОТКЛИК-RESPONSE). Далее вы можете продолжить интерактивный анализ эффектов; произвести апостериорные и запланированные сравнения, дополнительный анализ и т.д.

Интерактивный анализ данных в STATISTICA. Данный пример иллюстрирует методы, которые используются в STATISTICA для интерактивного анализа данных. Вам не обязательно вычислять все итоговые таблицы и графики для получения необходимых результатов, т.к. даже в случае анализа простого плана, вы можете построить большое число итоговых графиков и таблиц. В системе STATISTICA вы можете задать необходимый формат вывода и итогов, интерактивно связанный с последующими видами анализов.

Автоматизация анализа (использование макросов и STATISTICA Visual Basic). Все заданные вами в интерактивном виде анализы (включая задание планов и выбор параметров анализа) автоматически записываются в виде кода на Visual Basic. Вы можете сохранить данный макрос для последующего использования. Для получения более полной информации, смотри STATISTICA Visual Basic.

Attachments:

File Описание
Access this URL (http://www.statosphere.ru/downloads/examples/Adstudy.sta)Факторный дисперсионный анализ Гендерные предпочтения в напитках - Adstudy.sta
 


Комментарии:


Оставить комментарий

Вход на сайт

Информация о проекте

Настоящий сайт представляет собой информационный портал, содержащий материалы по проблеме бизнес-аналитики, раскрывающие особенности использования современных подходов и методов анализа и обработки данных, что в условиях современной информатизации общества представляется весьма актуальным при исследовании различных проблем социально-экономического характера.
Настоящий портал содержит материалы познавательного, учебно-методического и научно-исследовательского характера, демонстрирующие современное состояние развития проблемы бизнес-аналитики, проблемы анализа и обработки данных. Особое внимание на страницах сайта уделено методическому и аналитическому инструментарию рассматриваемых проблем. Наряду с теоретическими и аналитическими материалами сайт содержит пакеты программных продуктов, представляющих собой прикладной инструментарий, способный автоматизировать научно-практические исследования в области бизнес-аналитики и бизнес-статистики.

Контакты